Эта статья для тех, кто решил попробовать свои силы в профессии мерчандайзера. Сразу стоит заметить, что профессия эта «затягивает»: огромное количество людей, придя в это дело «по случаю», остались в нём на годы. Но, обо всём по порядку.
Понятие «мерчандайзинга» происходит от английского слова «merchandise», перевод которого звучит как «товар», «продукция», «атрибутика». В русском языке этот англицизм закрепился потому, как позволяет одним словом обозначить широкое понятие. Под мерчандайзингом сегодня понимают комплекс мероприятий, проводимых в торговой точке, направленный на повышение комфортности покупок и увеличение их числа. Основная задача мерчандайзинга — привлечение покупателей к покупке конкретных товаров.
Как правильно писать: «мерчАндайзинг» или «мерчЕндайзинг»? Просмотрев интернет-словари, можно сделать вывод, что допустимы оба варианта, однако общепринятым правильным вариантом постепенно становится «мерчАндайзинг».
Какие бывают мерчандайзеры? Сегодня можно встретить вакансии «стационарных», «визитных» (мобильных), «технических» и «визуальных» мерчандайзеров. Разберём, чем они отличаются.
Стационарные мерчандайзеры работают постоянно на одной и той же торговой точке и, как правило, с одной группой товаров. Обычно, необходимость в такой работе возникает, когда товар «ходовой», когда ассортимент товарной группы широкий и, соответственно, когда требуется больше времени на работу с этой группой товаров.
Визитные или мобильные мерчандайзеры работают по графику, объезжая несколько торговых точек на закреплённой за ними территории. Такая схема работы характерна для менее «ходовых» товаров, а также в случае узкого ассортимента товарной группы. Визитному мерчандайзеру обычно требуется меньше времени для работы в одной торгов.
И стационарные, и визитные мерчандайзеры выполняют, по сути, однотипную работу, а именно: выкладывают товар в торговом зале согласно заранее разработанной схеме размещения товара – планограмме, следят за правильностью ценников, размещают рекламные материалы. Может показаться, что тут нет простора для творчества, но это не так. Многое зависит от квалификации мерчандайзера, возможностей торгового оборудования и конкурентного окружения. Настоящий профессионал всегда найдёт возможность выделить свою группу товара.
Есть ещё технические мерчандайзеры – это, как правило, сотрудники, которые устанавливают и обслуживают специальное торговое оборудование: всевозможные стойки, шкафы, стенды, холодильники, световые панели, звуковое оборудование. Зачастую в их обязанности входит и регулярное пополнение товарного запаса на этом оборудовании, и размещение рекламных материалов.
Технический мерчандайзинг, как отдельное направление, сформировалось благодаря табачным компаниям. Специфика это рынка вынудила компании создавать собственные подразделения, отвечающие за жизненный цикл торговых и рекламных конструкций. Особый вклад внесли также пивные компании, благодаря которым широкое распространение получили холодильные шкафы.
И, наконец, визуальные мерчандайзеры – элита этой профессии. Это специалисты, отвечающие за оформление торговых пространств. Они занимаются зонированием магазина, создают схемы размещения торгового оборудования и планограммы, продумывают композицию, освещение и музыкальное сопровождение. Их стихия – цвет, свет, фон и форма. Они создают стиль и атмосферу.
Особенно востребованы визуальные мерчандайзеры в сегментах одежды, декоративных материалов и мебели. Ведь от их умения и вкуса в значительной степени зависит выбор покупателей и прибыль магазинов.
Таким образом, мерчандайзеры являются важнейшим звеном в цепочке распространения товаров, а эта сравнительно молодая профессия ещё долгое время будет востребована на рынке
2020-04-14