Статьи

Маркетинг в СССР был получше, чем сейчас, хотя и говорят, что его не было вообще

Какая она – советская реклама? И вообще, существовало ли понятие маркетинга и рекламы в СССР? Безусловно, существовало и активно использовалось. Однако сама суть ее была немного другой, отличной от западной. О неизвестных маркетинговых «фишках» во времена Советского Союза рассказываем подробнее в сегодняшней статье!

В Советском Союзе реклама больше носила пропагандистский и идеологический характер, она воспитывала вкусы и формировала пристрастия. Самое интересное, что реклама как раз и провоцировала спрос на неизвестные неискушенному советскому потребителю товары и услуги. Плюс, возможно, создавала видимость продуктового разнообразия уже в годы застоя.

Чем «грешила» советская реклама

На особенности советского маркетинга повлияло и отсутствие конкуренции как таковой, что объяснялось политическим и общественным строем. Он же формировал социальную среду – психологически советские граждане совсем иначе воспринимали рекламу, нежели их западные «коллеги». Коллективизм и уважение к власти определяли психологию восприятия, в том числе и рекламы. Потому и реклама, особенно ранняя, «грешила» императивностью.

Самые частые призывы в советской рекламе: «Купите!», «Попробуйте!», «Летайте!», «Храните!» и пр. Не стоит забывать, что у советских рекламщиков не было доступа к западным технологиям и исследованиям, а за креативностью строго следила государственная цензура. Вот и получались во многом уникальные рекламные творения, совсем не похожие на своих иностранных «собратьев».

Топовые рекламные кампании в СССР (завидуй, продвинутый Запад!)

В советское время страна знала весьма масштабные рекламные кампании, успеху которых позавидовала бы и сейчас самая крупная транснациональная корпорация. Ведь в распоряжении советских рекламщиков были все возможные и существовавшие на тот момент рекламные средства – от ТВ и радио до несложного BTL. Такому массированному воздействию, конечно, сопротивляться невозможно, тем более когда все вокруг делают и поступают так же, как ты. Если в начале существования СССР реклама сводилась к агитационным плакатам и изображениям, то с технологическим развитием к ним активно подключился телевизор. Фактически все самые знаменитые и популярные маркетинговые кампании СССР осуществлялись с его помощью и при непосредственном содействии кинематографа.

Первая крутая рекламная кампания в СССР, которая вошла в историю

Вероятно, первого серьезного маркетингового внимания удостоилась кукуруза. Все мы прекрасно помним о «кукурузации» конца 50 гг. прошлого века, которую активно насаждал ее фанат Хрущев. Для продвижения кукурузы и популяризации ее на столах советских граждан даже был снят ТВ ролик: первый, как считают многие специалисты, образец рекламы. Это фактически мюзикл с поющим поваром и танцующими початками кукурузы. Ролик прославляет кукурузу во всем ее великолепии и многообразии – для супов, каш, тортов и пудингов. И не имеет значения, что кукурузное насаждение в конце концов провалилось – реклама транслировалась по всему СССР.

Какими были первые рекламные ролики в СССР

К слову, о советских рекламных роликах. Их снимали те же популярные режиссеры и сценаристы, что и работали на кинематограф. Так что советские образцы ТВ рекламы походили на художественные фильмы, комедии и приключения. Тем более что финансами и временем (как на Западе) особо никто не был ограничен – ролик длился несколько минут, с сюжетом, завязкой и финалом. Собственно, и продукту там не всегда уделялось основное время – больше персонажам и истории. Да что режиссеры! Даже Маяковский на заре существования советского государства прилагал руку к политической рекламе, причем его работы (цикл плакатов в соавторстве с Родченко) получили международные награды.

Сырок «Дружба» и «Спортлото-82»

Еще одна известная реклама – плавленый сырок «Дружба». Очень актуальная для пустых полок советского магазина 80 гг. – как из плавленого сырка наготовить всевозможных блюд для праздничного стола. Однако за сырком закрепилась на десятилетия слава верного «собутыльника» – встречу «на троих» без него уже нельзя было себе представить.

Если говорить о получивших всесоюзную славу роликах, то нельзя не вспомнить творение Гайдая «Спортлото-82». Рекламный фильм о прелести спортивной государственной лотереи шел полтора часа: с положительными и отрицательными персонажами, забавными происшествиями, детективной историей и, конечно, красавицей на «десерт».

Реклама «Жигулей» и «Москвича» – первый удачный продакт-плейсмент в СССР

Не гнушались в СССР и «продакт-плейсментом», когда реквизит фильма является объектом скрытой рекламы. Так в стране рекламировали отечественный автопром. Рязановские «Невероятные приключения итальянцев в России», страшно популярные и у нас, и на Апеннинах, вообще задумывались режиссером изначально как реклама «Жигулей». Об этом рассказывал сам Рязанов, однако идея переросла в полноценный художественный фильм. Та же культовая «Бриллиантовая рука» «подозревается» в продакт-плейсменте 84-го «Москвича», который был выпущен за 2 года до фильма, в 1966 г.

Залог успеха советской рекламы (и это не продуманный маркетинг с технологиями)

Полюбилась зрителям и реклама напитка «Байкал», снятая в лучших традициях советских комедий. Она навевала мысли о скором отпуске и отдыхе у моря – с бокалом «Байкала», безусловно. Да и вообще рекламные ролики в Союзе отличались в большинстве своем оптимизмом, юмором, добротой, позитивными эмоциями и сдержанной долей романтики (с учетом строгой цензуры). Как снимали рекламные ролики режиссеры, так и именитые актеры совсем не гнушались засветиться в рекламе (Боярский для мебели или Малежик для соковыжималок). Советская реклама обладала своей спецификой, поскольку она развивалась обособленно. Однако ее творения до сих пор сохранились в памяти старшего и среднего поколения благодаря своей душевности, искренности, семейным ценностям и доброте.

2021-10-25

Поделиться