Статьи

Что мы знаем о BTL?

Многие молодые люди в поисках работы встречаются с аббревиатурой BTL. Разбираться с «абракадаброй» обычно некогда, поэтому BTL встаёт в один ряд с MLM и другими «пирамидами», а зря! Понятие BTL настолько прочно вошло в обиход бизнеса, что уже никто не пытается его объяснять. А мы попробуем.

Буквально BTL — это Below-The-Line, «под чертой». Существует несколько легендарных версий рождения этого понятия. По одной из них считается, что «черта» появилась при планировании бюджета в корпорации «Procter&Gamble». Якобы менеджеры компании, планируя общую сумму рекламного бюджета, стали распределять ее на различные цели. После того, как были учтены расходы на телевидение, радио и журналы, менеджеры «провели черту» и написали под ней остаток средств. Этот остаток было решено направить на раздачу образцов и проведение лотерей. Таким образом, часть средств, запланированных на массовую рекламу, оказалась «над чертой» (от англ. above the line), а часть средства на стимулирование покупателей – «под чертой» (от англ. below the line). Так и появилось условное деление рекламных мероприятий на два типа: ATL и BTL.

Из этой легенды видно, что ATL-мероприятия — это реклама в СМИ (телевидение, газеты, радио) и наружная реклама. А BTL-мероприятия — это прямое воздействие на потребителей непосредственно в точках продаж, взаимодействие с конечным потребителем, вовлечение его в диалог.

Чтобы понять, чем же интересны BTL-компании для молодых соискателей, разберёмся с методами BTL-коммуникаций. Что они из себя представляют? Итак, это:

· Промо-консультация – стимулирование покупки путём выяснения пожеланий покупателя, рассказа о достоинствах товара и помощи в выборе подходящего варианта.

Это самый результативный, хотя и затратный способ продвижения продукции. К этому методу прибегают не только производители сложной или инновационной техники, но и компании, выводящие продукцию на рынок с высокой конкуренцией.

· Мерчандайзинг – стимулирование покупки товара за счёт правильного расположения и своевременного пополнения товара, оформления выкладки ценниками и рекламными материалами.

Дело в том, что примерно 70% покупателей выбирают товар, расположенный в зоне прямой видимости. А хорошие места в супермаркетах стоят дорого. Поэтому производители, заплатив торговым сетям за удачное расположение товара, заинтересованы в хорошей работе мерчандайзеров.

· Дегустация– акция, во время которой потребитель может попробовать продукт.

Можно долго рассказывать покупателю о том, что сыр очень вкусный, а можно дать сыр попробовать, попутно рассказав о преимуществах. Делают эту работу промоутеры-дегустаторы.

· Семплинг– раздача бесплатных «пробников», во время которой потребителю из рук в руки бесплатно передают продукт, иногда в обмен на продукцию конкурентов или на контактную информацию.

Что только не раздают: напитки, соусы, парфюмерию, сигареты, жвачку, чай, игрушки, печенье… Делают эту работу обаятельные промоутеры.

· Социальные BTL-акции и мероприятия – это всевозможные инсталляции, выставки, праздники, мастер-классы.

Например, чтобы «раскрутить» мастерскую по изготовлению шоколада и сладостей ручной работы, устраивается мастер-класс, на котором посетители смогут самостоятельно создать конфеты или плитку шоколада. Это отличное времяпрепровождение для всей семьи, где потенциальные клиенты смогут убедиться в качестве продукции и исходных материалов. Для проведения подобных мероприятий требуется временный штат помощников, которых также предоставляет BTL-агентство.

В целом следует отметить, что границы между прямой (ATL) и непрямой (BTL) рекламой постепенно исчезают. В последнее время существует тенденция объединения всех расходов на рекламу в единую сумму. Так возник ещё один термин – «TTL-реклама» (through the line — «через черту»), включающий в себя все инструменты рекламного продвижения товаров.

Именно широкий охват целевой аудитории методами ATL-рекламы и индивидуального контакта с потребителем методами BTL-рекламы является ключевым преимуществом TTL-коммуникаций. Классический пример ТТL-активности — рекламное решение: «приз под крышечкой».

BTL – это комплекс мер в маркетинге, который быстро приводит к нужным результатам. Поэтому он будет востребован еще долго. Однако классические методы будут трансформироваться в сторону digital-активаций. Например, классический розыгрыш призов за покупку с применением лотереи, будет трансформироваться в механики с QR-кодами и мобильными приложениями, что более привлекательно для современного потребителя.

Компаниям, заинтересованным в BTL-продвижении, стоить заметить, что однократная акция даёт минимальный эффект, продуктивней такой метод использовать постоянно и в комплексе с другими видами рекламы.

А молодых соискателей мы приглашаем на работу в агентство «Ритейл Навигатор».

2021-05-21

Поделиться