Как адаптировать персонал, чтобы повысить его продуктивность – полезные лайфхаки от эксперта «Ритейл Навигатор»

Сложно найти человека, который бы за день-другой влился в работу нового коллектива, мгновенно все понял и разобрался в любых тонкостях внутренних взаимоотношений. Такой серьезный стресс может негативно сказаться на профессионализме даже самого толкового и хваткого работника. Как его избежать и максимально быстро и комфортно адаптировать нового сотрудника? Рекомендации в нашей сегодняшней статье!

Адаптация – отправная точка продуктивной и полезной работы сотрудника в компании. Исследования маркетинговой платформы Officevibe доказали, что на предприятиях с правильной адаптацией персонала, показатель его удержания на 50 % больше, чем в фирмах без нее. А 70 % сотрудников, прошедших грамотную адаптацию, работали в компаниях минимум 3 года. Интересно, что, к примеру, в IBM процесс адаптации рассчитан на 2 года (с наставничеством, внутренними соцсетями, помощью в формировании карьерных планов). Потому-то сотрудники IBM и работают там в среднем намного дольше 3 лет.

В чем главная цель адаптации

Сведение к минимуму срока полноценного ввода сотрудника в должность, чтобы он выполнял работу с максимальной эффективностью – вот основная цель адаптации. Тут важно учитывать, что зарплата – не единственный фактор, который держит человека на работе. Ему очень важна обстановка и коллектив – и как раз в этих направлениях тоже призвана помочь адаптация. Благодаря быстрой адаптации у нового сотрудника есть возможность расти внутри компании, разделять ее ценности и скорее приобщаться к корпоративной культуре.

Грамотная адаптация экономит деньги предприятия на всех этапах, не говоря о предотвращении текучки персонала. Работник пришел, немного поработал (пользы особо не принес) и покинул предприятие, и так постоянно – вот и убытки, сложности с персоналом налицо. Рекрутинг – занятие недешевое, поиск каждого специалиста стоит денег. Они оказываются «выброшены на ветер», если через какое-то время человек понимает, что в компании ему некомфортно и неприятно работать – и увольняется.

Особо следует отметить, что адаптация не считается обязанностью работодателя, это его желание. Однако практика показывает, что это важный и нужный процесс, который также демонстрирует отношение руководства к своим работникам. Смена места работы – серьезная «встряска», она напрямую сказывается на производительности. А свести на нет подобные издержки – выгодно, прежде всего, работодателю.

Плюс особое отношение к сотрудникам ценится последними и повышает их лояльность. Словом, адаптация со всех точек зрения обоснована и финансово оправдана, так что все больше предприятий стараются организовать этот процесс для своего персонала.

Как адаптировать персонал, чтобы повысить его продуктивность – полезные лайфхаки от эксперта «Ритейл Навигатор»

Зачем нужна адаптация персонала

Когда речь идет о процессе привыкания на новом месте работы, в первую очередь приходит на ум испытательный срок, ведь адаптация в особенной степени необходима новичку в компании. Однако одним начальным периодом работы она не ограничивается. Вторичная адаптация помогает освоиться своему же работнику, но на новой должности, в другом подразделении или в более высоком статусе. И это тот процесс, который необходимо организовать, поддерживать и контролировать. Этим должны заниматься руководящие работники. На самом высшем уровне – директор, далее – руководители отделов и подразделений.

Какие задачи решает адаптация:

Адаптация включает в себя несколько аспектов, поскольку человек не только привыкает к новой должности, но и знакомится с новыми людьми. Вот какие из них самые важные:

1. Профессиональная адаптация – чтобы работник как можно скорее включился в работу, в полной мере реализовывал свои должностные и функциональные обязанности. Это происходит много легче, если у компании есть доступ к семинарам, учебным пособиям, вебинарам на специальных платформах, где материалы компонуются по уровню подготовки и опыту нового работника.

2. Социально-психологическая – введение в новый круг общения, коллектив. Пока человек еще не знает, кто за что отвечает, к кому ему обратиться за советом, он растерян. Во многих компаниях новичкам специально назначается наставник, который станет «проводником в новый мир». Да и сам наставник только выигрывает от наставничества и помощи – оттачивая свои навыки социального менеджмента.

3. Общеорганизационная – когда в компанию приходит новый сотрудник, его знакомят с устройством ее работы, структурой, иерархией, принятыми правилами поведения. Он узнает график, режим работы, свое рабочее место. Однако выдавать всю информацию в первый же день не стоит – пусть у человека будет время влиться во все процессы.

Полезные лайфхаки для адаптации

1. Учитывайте даже мелочи. Нужно показать новом сотруднику, где находится туалет, как работает та или иная техника, где расположена кухня или кофеварка и все в таком духе. Эти незначительные, казалось бы, нюансы, тем не менее, располагают к созданию более непринужденной атмосферы, уменьшают смущение и неловкость.

2. Подберите наставника. Если в компании отдельно не предусмотрено наставничество, то для новичка хорошо найти «напарника» одного пола, примерно такого же возраста или социального положения для налаживания контакта. Или же можно попросить самого доброжелательного и коммуникабельного сотрудника взять «подшефного».

3. Создайте комфортную атмосферу и подготовьте рабочее место (необходимая техника, софт, документы, канцелярия, корпоративные бумаги). В столовой работнику сразу выделяют место со своим отделом, а в рабочий стол могут положить приятный подарок – книгу, конфеты, фрукты.

Инструменты для эффективной адаптации:

Без адаптации компания рискует столкнуться с постоянным оттоком кадров и дополнительными расходами на поиск специалистов. Но грамотно поставленный процесс вливания в новый коллектив укрепляет лояльность сотрудника, повышает уровень его ответственности перед компанией, помогает работать с воодушевлением и благодарностью.