Чего только не делают «на память»! Рисуют крестик на руке, делают заметки в календарях и ежедневниках, а ещё фотографируются на фоне памятников, бросают монетки в фонтаны, покупают местные сувениры.
Кстати, французское слово «souvenir» (сувенир) так и переводится – память, воспоминание. Сегодня сувенирами мы называем не только предметы, призванные напоминать нам о чём-то, но и подарки, напоминающие о чём-то другим людям. Вот о таких подарках и пойдёт сегодня речь.
Кто придумал промо-сувениры? Традиционно родоначальником отрасли промо-индустрии считается Джаспер Мик (Jasper Freemont Meek), газетный издатель из Огайо (США).
В 1886 году он придумал, как полностью загрузить мощности своей типографии: предложил хозяину местного обувного магазина печатать свою рекламу на холщовых сумках, в которых тот отпускал обувь.
Вскоре идею Мика подхватили конкуренты, которые принялись печатать рекламу на всем, что можно было поместить под печатный пресс: на головных уборах, фартуках и веерах, что и привело к развитию рынка промо-товаров.
В 1904 году представители 12 американских производителей промо-продукции объединились в отраслевую торговую ассоциацию. Так появилась существующая и по сей день «Международная ассоциация промо-продукции» (Promotional Products Association International, PPAI), которая к концу 2016 года насчитывала больше 14 000 членов.
В России с 2013 года существует «Национальная ассоциация рекламно-сувенирной индустрии» (НАРСИ), которая на декабрь 2016 насчитывала 39 организаций в своём составе.
Настоящий взрыв роста отрасли пришелся на 1970-е годы. В это время многие компании осознали преимущества, которые приносит реклама продукции с помощью подарков, на которых красуется их логотип. В следующие 30 лет, вплоть до начала 2000-х, каталоги универсальных сувениров, которые можно по-разному «брендировать», стали основным инструментом продаж.
Какими бывают сувениры? Существует 4 категории рекламных подарков: промо-сувениры, бизнес-сувениры, VIP-сувениры и тематические сувениры.
Промо-сувениры – самая массовая категория подарков, призванная формировать доверительное отношение к компании. Рассчитана на конечных потребителей. Самые популярные виды таких подарков – это канцелярские товары, пакеты, брелоки, кружки, зажигалки с логотипом компании.
Бизнес-сувениры – эта категория призвана укреплять лояльность и хорошие отношения. Рассчитана на сотрудников, партнёров, постоянных клиентов. Самые популярные виды таких подарков – это ручки ведущих производителей, письменные приборы, часы, портмоне, кубки различных форм, «флэшки», ежедневники.
VIP сувениры — уникальные сувениры, которые дарят важным партнерам по случаю удачного окончания проекта или по другому важному поводу как выражение благодарности. Это способствует продолжению плодотворного сотрудничества. Среди популярных вариантов – вазы, шкатулки, шахматы, картины.
Тематические сувениры – подарки к какому-либо празднику, например, к Новому году. Такие сувениры могут не отличаться эксклюзивностью, но должны соответствовать теме события и напоминать о дарителе.
Узнаваемость бренда – это основная цель рекламных сувениров, но не единственная. Другие цели, для которых используют сувениры, это:
· увеличение покупательского потока на выставках,
· привлечение новых клиентов,
· презентация новых продуктов,
· укрепление отношений между сотрудниками и партнёрами,
· награды и памятные подарки сотрудникам.
Сувениры и способы их вручения отличаются от страны к стране, и от культуры к культуре. Меняются также и сами типы используемых подарков. Подбор и изготовление промо-сувениров в соответствии с целью является сложным процессом, поэтому лучше доверять его профессионалам от маркетинга и рекламы.
Надёжным партнёром в работе с сувенирной промо-продукцией является рекламное агентство полного цикла «Ритейл Навигатор». Запишите это название себе «на память».
2021-03-24